Приключения в Крыму

Рассказывать о приключениях хочется всегда! Тем более, если они были незаурядными. Тем более во время дальней поездки. Тем более, когда с тобой были лучшие люди и родственники и тем краше, когда это происходит в Крыму!

Отправиться в путешествие за границы Беларуси было необходимо. Тем более что это совпадало со сложившимся графиком, выезжать на море раз в два года. В этот раз решено было зайти в Крым с юго-востока, от Феодосии. В дорогу отправились сем человек: Я, Катерина и дочь Анжелика; Виталий и дочь Настя; Ольга и сын Миша.

Феодосия встретила нас в 5:30 утра морем огней, музыкой и праздно гуляющими людьми. Пока женщины под крышей вокзала думали, что да как, мы обошли квартал в поисках маршруток. Я заприметил музей Айвазовского. Придем сюда позже.

К маршруткам нужно было идти в левую сторону. Возле рынка они нас ждут, или не нас. И вдруг мы поняли, что так и не решили, куда направляемся. В Береговое или в Приморское. Я настаивал на Коктебеле. А поехали в поселок Курортное, который от Коктебеля на другой стороне за горой Кара-Даг.

Первый заплыв в море, галечный пляж, ужин в кафе. Никаких сложностей. Вокруг горы, скалы – красота.

Как и договаривались с вечера, я разбудил Ольгу в 6 часов и мы вдвоем отправились на утреннее море. Контраст был очевиден. Вчера были волны, и поэтому вода была мутная, а сегодня с утра – тихо. Вода прозрачная, спокойная. На глубине четырёх метров в десяти метрах от берега видны камни на дне, как на ладони. Потом нужно было разузнать, что собой представляет пляж посёлка Курортное. Пройдясь до западной части пляжа, наткнулись на кемпинг под горой. Здесь лодочная станция, а дальше только узкая тропинка в гору. Мы решили идти по ней к вершине.

Гора не очень высокая – 129 метров над уровнем моря. Называется она – Маяк. Может первый блин комом, т.к. Ольге было это восхождение не под силу. Остановились на полпути. Зато вид, открывающийся отсюда, вмещал на фоне моря и хребта Кага-Гач в Атузской долине поселок Курортное. Вечером же, отправились в Карадагскую научно-биологическую станцию, что бы найти дельфинарий.

Дельфинарий находится на территории мемориального парка-усадьбы Терентия Ивановича Вяземского, основателя станции. Этот парк является одним из старейших парков юго-восточного Крыма. Парк был основан в 1915-17 годах директором станции А.Ф.Слудским и его заместителем В.М.Вутетичем. Здесь хранится более 100 видов местной и экзотичной флоры, пять из которых занесены в красную книгу Крыма: можжевельник длинный, сосна Станкевича, тис ягодный, земляника мелкоплодная, фисташка туполистая.

Следующей ночью ветер был очень сильный. Море, наверно, сильно штормило, а с утра солнце спряталось за облаками. Поэтому утреннее купание я заменил прогулкой на хребет Эчки-Даг. Миша моей идеей не проникся и продолжал спать.

Сначала я сбегал на биостанцию, где уточнил направление движения, т.к. там на стенде, нарисована подробная рельефная карта. Я отправился от биостанции вдоль пляжа поселка Курортное и далее по берегу вдоль мыса. Тропинка шла под навесом скал и омывалась волнами. Мне приходилось прыгать с камня на камень или перебежками перемещаться между волнами. А камни здесь интересные. Наверное, отвалились от скалы и теперь лежат здесь. Встречаются абсолютно круглые, то маленькие (1 метр), то около 10 метров в диаметре. Один из таких камней называют «Арбуз».

Так я допрыгал до бухты Лисьей. Весь берег усыпан палатками. Сюда тянуться туристы из-за красивейшей местности и моря. Бухта Лиска (как её еще зовут) окружена горами, а вода в море чистейшая. С берега, подняв глаза вверх, зачаровываешься видом горы Деламет-Кая (610 метров), которая как спрут тянет к бухте свои щупальца-склоны, прорезанные оврагами.

Моей целью было попасть к роднику, который бьет из-под вершины горы. Я пошел по тропинке, по которой туристы ходят за водой. Каждый день ходить по ней я бы не смог, тяжеловато. Возле родника я встретил киевлянина, который шел сюда другой тропой, но заблудился. Увидев родник, со счастливым видом, он вприпрыжку бросился к воде. Блудил, говорит, около двух часов, не позавидуешь.

Виды на Эчки-Даг

Напившись воды, я отправился в обратную дорогу, но другим путём, дальше от моря. Направился я в сторону горы Чукур-Кая или Пилотка. Вниз, вверх, вниз, вверх. На возвышениях открываются виды на Эчки-Даг, овраг Буоур-Таш, гору Папас-Тепе. Через перевал, дальше в долину и домой. Наверно я прошел 25-30 километров. Перепад высот посчитать сложно, думаю около 400 метров. Этим же днём мы ездили в Коктебель. Удивило огромное количество людей как в городе, так и на пляже.

Скала над Курортным

Пятый день решили посвятить осмотру побережья и отправиться в Судак. Вот только с утра, поссорившись с супругой, я один отправился в сторону поселка Старый Крым, возле которого должны быть развалины армянского монастыря Сурб-Хач.

Поселок Старый Крым находится в 25 километрах от Феодосии на трассе в Симферополь или севернее от Щебетовки и Курортного. Мне нужно было перейти от Щебетовки через хребет Туар-Алан. Я планировал пройти около 30 километров.

В Щебетовке я встретил деда: дядьку Сашу, который шел искать грибы за виноградниками. Он рассказывал мне про свою жизнь. Как он был охранником на этих виноградниках и как он вообще работал. Рассказал про разные сорта винограда. Заставил набрать большой пакет спелого, сочного и вкусного винограда, за что ему куча благодарностей. При расставании, махая руками в разные стороны, он объяснял как мне идти. Все аборигены всегда, когда объясняют куда идти махают руками в разные стороны так, что ничего вообще не понятно. А последнее, что мне засело в голову, его слова. На мою фразу: «..если что не получиться, поверну обратно…» он сказал: «Ты что!? Никогда не сдавайся! Иди к своей цели и не переживай. Вот я, когда была война…» и продолжил свою историю.

Я вобрал полные груди воздуха и пошел далее сам. Дорога шла под гору, вдоль ручья. Я шел по оврагу вдоль ручья Виюк Узень, который, как оказалось, начинался с изумительного горного озера. Здесь кончается тропинка по которой совершают прогулку на конях.

Горное озеро

Дальше я шел по оврагу, пересохшему руслу ручья, который очень напоминал тропинку. На этом я и совершил ошибку. Овраг кончился, впереди крутой склон, и я начал волноваться. Оставляя след на случай возвращения, я продолжил подниматься вверх. Неожиданно встретилась дорога. Недолго думая я пошел в правую сторону. Интересно, что эта горная дорога, в принципе проезжая, тоже стала руслом ручья с глубокими вымоинами. Но и она как-то незаметно растворилась в лесу. Сюжеты повторялись.

Времени прошло около полутора часа, как я потерял первую тропинку. В очередной раз я вышел на дорогу, но теперь езженую и явно по ней пару часов как проехал вездеход, а где-то рядом послышались звуки бензопил. Обзор местности я произвел с макушки дубка на вершине горы, а так же уточнил месторасположение у лесников на вырубке. Оказывается, я всё время двигался, примерно, в нужном направлении и радостно пошагал далее.

Через пару метров, за поворотом, я вышел на «лысую» макушку горы. С неё открывался такой замечательный вид, что я задержался здесь на полчаса. Видны были: скала Курбанка (Спящая Красавица); Щебетовка и долина, по которой шел; поселок Коктебель и его бухта; поселок Орджоникидзе; горы Кара-Даг и другие горы вокруг. А я над ними на высоте 650 метров и в 12 километрах от побережья (по птичьему полету).

Вид на Щебетовку

Скала Курбанка (Спящая Красавица)

Здесь я решил, что это середина маршрута до цели похода и возвращаться я точно не буду ни при каких обстоятельствах. Идти было легче, иногда переходя на бег. Дорога теперь шла с горы. По дороге мне встретился знак вырубленный на дереве “Щ <-::-> М” и я ещё раз убедил себя, что двигаюсь в верном направлении. Теперь прогулка приносила удовольствие. Справа хребет, слева расселина вниз. Но радость моя перешла в волнение, когда тропа начала поворачивать на юг, а с лысого пригорка, на который она вывела, я увидел вид, который не ожидал увидеть. Я думал, что увижу поселок Старый Крым, а видно было какое-то небольшое селение.

Возвращаться уже в планы не входило, и я двинулся далее наугад. Двигался теперь почти бегом по глинистой дороге, разровненной грейдером. Дорога теперь круто уходила вниз в лощину. Шел с одной только мыслью, что двигаюсь к людям. Волнение возрастало и никакого удовольствия от прогулки уже небыло. Теперь я заблудился окончательно.

Вышел же я из леса аж под Судаком на трассу Судак-Симферополь. Усталость сняло пиво и борщ в придорожном кафе. Передохнув и проследив по карте свои плутания, я насчитал около 40-ка километров, которые прошел по горам пешком. Ходил пять с половиной часов и почти пришел в Судак, а вот до своих в Курортное добрался за час автостопом.

Водитель одной из машин, показал мне скалу «Лягушка», перед самым Судаком. Так и представляется, как по стене скалы ползёт лягушка. Каменная. С этой скалой связано предание.

Когда-то, в далёкие времена, парень полюбил девушку. Но парень был из бедной семьи, а девушка – дочь султана. Султан, рано или поздно, узнал про это и отдал приказ поселить дочь на одинокой скале и преградить все подходы к ней. Только одна часть была без охраны. Это был вертикальный скальный обрыв. Вот и решил парень влезть по скале и выкрасть любимую. Он уже почти вскарабкался на самый верх, когда его увидела ведьма, служившая у султана. Она и заколдовала его в каменную лягушку. Ничего иного в этот момент ей не пришло в голову. Так, до сих пор, мы и можем видеть того влюблённого парня в виде скалы-лягушки, который любовь ставил выше смерти.

К 16-ти часам я, наконец, вернулся в Курортное к друзьям, которые спокойно жарились на солнышке. А в 17 часов мы планировали покататься на катере вдоль Кара-Дагских гор. Как говориться, с корабля на бал. А у меня вышло наоборот. Схватив детей, мы вбежали на катер. Солнце склоняется за Эчки-Даг на западе, ветер спокойный. Мы поплыли.

На катере

Кара-Даг потухший вулкан юрского периода, около 150-ти миллионов лет назад. С моря нам открылся вид на скалы хребтов Кара-Гач, Хоба-Тепе, Магнитного, Кок-Кая, которые срываются вниз в море обрывами скал. Скалы за долгие годы, под воздействием эрозийных процессов, превратились в сказочных каменных, и не только, персонажей.

Первое, что встречается, это скала Иван-Разбойник. Далее знаменитые Золотые Ворота, потом скала Лев, скала Парус и т.д. Боковой солнечный свет освещал только малую часть скал, и поэтому они казались огромными и страшными. Катер заплыл за мыс Планерный (Мальчин), открыв вид на Коктебель и начал разворачиваться. Мы поплыли вдоль Кара-Дага правым бортом, в Курортное.

Скала Золотые ворота

Через день было решено идти пешком на Кара-Даг. Но из спутников мне согласилась быть только дочь Анжелика. Да и то из-за своей детской наивности. В 8 часов мы уже сидели на скамье возле памятника Воложину и ждали начала организованной прогулки в горы. В связи с тем, что всё, что находится между Коктебелем, Курортным, вдоль моря, а на севере, вдоль трассы – попадает под юрисдикцию Карадагского государственного природного заповедника. Вход в заповедник запрещен. Здесь работают егеря, научные деятели, природоохранные организации. Вход на Кара-Даг осуществляется только в составе организованных групп и только по выделенной для этих целей тропе.

Скалы – слоники

Когда группа собралась, с начала, мы посетили краеведческий музей, где представлены чучела птиц и других животных заповедника. Также здесь живут, косули, соболи и семья кабанов. Из птиц, здесь живут грифы, розовый скворец, черный журавль, цапля, множество чаек и другие птицы. Нам показали пауков, бабочек, встречающихся здесь, а также экзотических животных: крокодила нильского, хамелеона, питона, игуану, лягуше. В заповеднике большое разнообразие растительности. Дубы, узколистная фисташка, дикая груша, шиповник, кизил, около 25 видов можжевельника и другие.

Скала иегуана

Тропа, по которой пришлось идти, узенькая и петляет меж деревьев. Время от времени тропа становилась каменной и крутой. Идти, нет, карабкаться по ней было сложно, но все экскурсанты успешно прошли эти испытания. Какая красота открылась сверху на поселок, горы, скалы. Красота здесь нетронутая, своеобразная.

Страж заповедника

На хребте Магнитный мы разошлись с группой в разные стороны. Они пошли обратно в Курортное, а мы с Анжеликой в Коктебель.

Там внизу – Коктебель

В обе стороны идти вниз по склону и расстояние одинаковое. А в Коктебель скомандовала идти Анжелика. Делать нечего – пошли. Домой возвращались маршруткой после обеда в кафе с мультиками.

Через следующие два дня решили посетить Феодосию. Как и следовало ожидать поехали компанией: я, Катя, Анжелика, Виталь и Настя. Утро было холодным, но душным. По небу ползали в разные стороны облака и тучи, обещая дождь, который ночью не весь вылился. Поэтому, садясь в маршрутку, мы не очень скучали по пляжу. Правда в маршрутке всю дорогу было душно и дети себя чувствовали плохо. Вот и Феодосия, детям холодная вода, Кате рынок, мне вперед, в город, остальные хвостиком.

Город Феодосия (в переводе с греческого «Богом данная») со второй половины XIII века назывался Кафа (Каффа) и в 1783 году переименован обратно. Феодосия была основана более 2530 лет назад греками из Милета. Географическое расположение города Феодосии во все века формировало историческую судьбу города. Вокруг Феодосии возвышаются горы Тэпе-Оба, первые хребты горного массива Крымского полуострова, который тянется на запад до Севастополя (Инкермана). Начало городу положили греческие торговцы, основавшие здесь в VI веке до н.э. на месте существующего города колонию-факторию.

Феодосийская крепость

В конце XIII века Феодосия стала владениями итальянского торгового города Генуи. Генуэзцы назвали ее Каффой и перестроили в мощную крепость, которая сохранилась до сих пор руинами. Каффа была знаменита своим портом, через который проходили торговые пути на запад и восток. Город чеканил свою монету. Царь Митридат IV Эвпатор строил здесь флот для защиты от Римской империи. В 1347 году золотоордынский хан Дженибек забросал осажденный город из катапульт трупами своих воинов, умерших от чумы. Генуэсцы сбежали в Европу и стали причиной эпидемии. В конце XV века Каффу захватили турки. Более тысячи лет город имел славу центра работорговли.

На крепостной стене

Сразу от автовокзала мы решили идти к генуэзской крепости. Ходьба к крепости прерывалась катанием детей на аттракционах в парке, остановкой возле остатков стены башни святого Константина, у фонтана Айвазовского, подошли к «музе художника», затоварились в магазине вином и тихо шли дальше. Я шел впереди и чувствовал, что моим спутником не очень-то хочется бить ноги. Уже впереди старинный мост через крепостной ров. Сейчас он совсем не виден из-за плотной застройки частными домами. Далее средь домиков начинает просматриваться каменная стена, но только не совсем понятно, крепостная или очередного домика. Но вот останки ворот с табличкой, напоминающей, что это памятник архитектуры. На территории крепости действует православная церковь, которая сейчас в состоянии ремонта или реставрации.

Православная церковь на территории крепости

Но где мои спутники? Пока я фотографировал, они уже идут далеко по улице в обратном направлении в город. Догоняя их, я прошел возле мечети Муфтий-Джами, а в армянскую церковь Сергия (Саркиса) я зашел. К сожалению, к этому времени в фотоаппарате кончилась плёнка, показать нет чего. Церкви около 1500 лет и она почти на половину здания ушла ниже уровня земли. Лестничные ступени, по которым ходило огромное количество ног, истёрлись от этого. Перед центральным входом четырехугольные въездные ворота. Больше похожи на беседку с воротами. Стены церкви сложены из обчесанных камней, некоторые из них имеют барельефные изображение крестов. Эти камни расположены в шахматном порядке по стенам, как с улицы, так и внутри церкви. Внутреннего убранства в церкви нет совсем. Где должен быть алтарь, там изображение распятого Иисуса, обернутого в холстины, а в зале две тарелки с песком для свечек. На территории, вокруг церкви, собраны камни и надмогильные плиты исторических имен Феодосии.

Потом мы посетили Введенскую церковь и было желание посетить художественную галерею Айвазовского и музей Грина, но попав на пляж с копченой курицей и дыней, больше сходить никуда не получилось. А перед отъездом заскочили в Казанский собор и прошлись по старым улицам Феодосии.

Вне нашего внимания остались музей дельтапланеризма, исторический музей, музей Грина, дом, где жил и работал Айвазовский, а теперь его картинная галерея. Есть в Феодосии церковь Георгия и церковь возле центральной автостанции, церковь Архангелов Михаила и Гаврила, много памятников: Пушкину, И.А.Назукину, Вите Коробкову и солдатам ВОВ, которые погибли на суше и в море, а так же большое множество настенных досок в память о людях, которые оставили след в истории города.

На этом можно и окончить рассказ про летние каникулы в юго-восточную часть полуострова Крым в 2004 году. Основное же, конечно, море, солнце и воздух, за которыми мы сюда приезжаем. Но и не последними являются исторические памятники и красивейшие горы южной Украины.

В стате использованы сканированые фотографии из архива Федюковича Юрия

http://www.belpohod.info специально для http://vandrouka.by.

Приятных путешествий!

• Читаешь такую историю и невольно себя представляешь главным участником этих событий. А ведь многие говорят что в Крыму дорого и никакого сервиса, а разве так отдохнешь, например, в Египте, где постоянно находишься на территории отеля и съездишь разве что к пирамидам!

• Дзякуй, за такі файны камент!!
    Я сам ад той гісторыі да гэтага часу ў захапленьні, хоць потым прыгод было ня мала, дый яшчэ і не такіх. Але як кажуць, самыя запамінальныя першыя ўражаньні.
    !! І галоўнае, непадрыхтаваным такое паўтараць нельга!!
    Беражыце сябе!!

• Первый раз ездил в Крым в 2008 году. Был в п. Приморский под Феодосией. Так понравилось, что сейчас не могу без Крыма: 2009 г. – Алушта, 2010 г. – Севастополь, 2011 г. – Судак. В этом году не решил еще куда ехать.

• Очень содержательная статья. Я была в Крыму всего однажды – в свадебное путешествие. Мы тогда остановились в Ялте и объездили прилегающие территории. Но многое не успели. Муж пообещал мне, что когда-то мы еще обязательно туда приедем и посмотрим другие достопримечательности. Статья помогла мне узнать очень многие местечка, которые нам захочется отведать. Автор молодец, так рассказал о своих впечатлениях, что захотелось взять альбом со своими фотками и рассказать о своем путешествии в это чудесное место – Крым.

• Ох і дзякуй за водгук. Шчыра кажучы, Вы шмат аб чым і мне нагадалі, аб чым можна расказаць :-)
      Я як турыст, Вам прапаноўваю прайці, а мо і прехаць (на машыне) Крым самім. Спярша выведаць усе цікавосткі, мясьціны з гісторыяй, горныя артэфакты – і ў шлях. Гэта будзе незабыўна, стопудова :-)

• Шикарная статья!
    Видно написано с душой,и от своей руки!
    Сам бывал в крыму,в городе 1 раз был,а вообщем очень понравилось.особенно море!!!

• Большое спасибо за коментарий!
      Крым – он очень многоликий, кстати. Это и влечет туда людей, ну и конечно море.

• Egida

В Крыму был регулярно! Обычно в детстве. В последнее время, правда, Черное Море очень быстро загрязняется, однако Крымский рельеф не с чем сравнить. Масса горных массивов, на некоторых из которых есть множество пещер. К тому же, при желании можно узнать много сотен легенд едва ли не для каждой пещеры, горы, или леса. Прибрежные воды всегда пенятся, и стоя над ними чувствуешь себя… всесильным. Я лично не понимаю людей которые приезжая в Крым селятся в больших городах. Какой смысл? Есть разница между Ялтой, и Киевом? В Киеве – Днепр, в Ялте – Черное море. Есть разница – где купаться? Имеет смысл поездить по горным городам. Почти везде стоят домики местных жителей, и заблудится довольно таки сложно. Периодически натыкаешься на “легендарные” места. Такие как, например: Источник с живой, и мертвой водой, музыкальная пещера и т.п. Очень точным было замечание о многоликости Крыма, ибо там можно найти все – города и леса, горы и каньоны, реки и моря… В общем на отдых, поезжайте в Крым – не пожалеете!

• iva09

Третий год шастаю по сайтам в поисках наидешевейшего способа добраться до Крыма из Минска.. До Чернигова и Киева получается, там купаюсь в Днепре и на ночь пускаюсь по электричкам дальше, через Мироновку, Гребенку и т.д. В Знаменке екрпюсь в озере и дальше на ночь беру плацкарт до Симферополя. Однажды сработал Запорожье с купанием в Днепре, Геническ с Азовским морем. Но вот прибытие,,, Надобно в шесть утра быть в Симферополе, чтоб не ехать по жаре в троллейбусе. Прибытие после девяти вечера бессмысленно, т.к обустроиться наночь в темноте на берегу моря невозможно, хотя бывали и такие моменты. Кто знает насчет автобусов, жду предложений.

• Крым. Почти несбыточная мечта и красивая сказка. Помните, как раньше? «Здравница Советского Союза»!!! Во сне вижу…

• Спасибо Вам, за коментарий! Мы же в свою очередь всегда ждём хороших людей в Беларуси! Не скажу, что тут какая-то может быть здравница, но приключения могу гарантировать :-)

• Какай замечательный фоторепортаж получился! Я всю жизнь прожила в Крыму, недавно переехала в Феодосию. У нас очень маленький полуостров, но каждый раз из рассказов туристов узнаю, что-то новое о Крыме. Конечно все места знакомые, очень приятно читать такие положительные отзывы о родном крае. Спасибо!

• Спасибо и Вам, за то, что такие люди как Вы, создают хорошую атмосферу в Крыму. Крым хочется посещать и про него писать. Спасибо за комментарий!