Спасо-евфросиниевский женский монастырь в Полоцке

Спасо-евфросиниевский женский монастырь в Полоцке


На тихой окраине Полоцка, за рекой Полотой, в самом конце улицы Евфросинии Полоцкой, отходящей от главной площади города – пл. Свободы, кажется в любой день можно увидеть людей, идущих по направлению к обители, хранящей главные православные святыни Беларуской земли – Спасо-Евфросиньевскому монастырю.

В 992 году в Полоцке появляется епископская кафедра, ещё через 60 лет князем Всеславом Чародеем (внуком Владимира Красное Солнышко) строится семикупольный Софийский собор, а в 1125 году внучка Всеслава – святой Евфросиния основывает рядом с Полоцком женский монастырь.

Брама Спасо-Евфросиньевского монастыря

По легенде Предслава (имя Евфросинии в миру) была дочерью полоцкого князя, родилась уже после смерти Всеслава Чародея. Тогда Полоцкое княжество распадается на ряд удельных, и наступает период междоусобиц и раздробленности.В детстве Предслава увлекалась чтением Священного Писания. Однако когда пришло время выходить замуж (по тем временам это 12 лет), видимо ища более спокойной судьбы, к тому же отвечавшей её интересам, она сбегает в монастырь и некоторое время живет в келье Софийского собора. Занималась она усердными молитвами и переписыванием и распространением книг, черпая оттуда знания. Однажды ей во сне явился ангел и указал на место, где она должна была основать новую обитель. Так началась история монастыря.

Сама Евфросиния посвятив свою жизнь просвещению на старости лет совершает паломничество в Святую Землю поклонится Гробу Господню, где в 1173 году умирает. Когда в 1187 году Иерусалим был отобран у крестоносцев египетским султаном Салах-ад-Дином, прославившимся своими победами и почти полностью вытеснившим крестоносцев из Палестины, мощи святой были перенесены в Киево-Печерскую лавру и только в 1910 году возвращены в Полоцк.

Спасо-Евфросиньевский монастырь

Вскоре  в монастыре строится каменный Спасский храм. Для его украшения мастером Лазарем Богшей создается древнейшая святыня и уникальное произведение искусства – Напрестольный Крест-ковчег (известный как Крест Евфросинии Полоцкой). Крест был шестиконечный, высотой 52 сантиметра, выполнен из кипариса, обитый золотыми и серебряными пластинами, украшенный драгоценными камнями и 20 иконками. Крест содержал в себе, как ковчег, наивысшие христианские святыни. Также на нем были сделаны  надписи, в том числе завещание Евфросинии, о том, что Крест не должен покидать обитель.

Однако такая ценная реликвия неустанно привлекала к себе внимание. Во время очередной междоусобной войны Крест был захвачен и перевезен в Смоленск, где хранился с особым почитанием до 1514 года, когда город захватил московский князь Василий III и перевез Крест в Москву, где использовался при особо важных княжеских богослужениях. Позже, царем Иваном Грозным было решено взять с собой на удачу (или из страха перед нарушением завета святой) Крест в поход на Полоцк. Но царь ушел, а Крест остался в Полоцке. Правда в 1582 году Стефан Баторий передает монастырь иезуитам и Крест хранится от них в Софийском соборе до 1841 года униатами. А в 1841 году архиепископ Полоцкий и Витебский Василий предпринимает путешествие с Крестом в Москву и Петербург с целью сбора средств на восстановление монастыря, что, в виду особой почитаемости реликвии, ему удается.

В 1922 году, как известно, Крестом заинтересовались ученые и он был отправлен в Минск, а оттуда в Могилев, где хранился в краеведческом музее до 1941 года, когда бесследно исчез. В 1992 году была изготовлена его точная копия и передана монастырю.

Спасо-Евфросиньевская церковь ХІІ в.

А теперь стоит рассказать о главном архитектурном памятнике монастыря.

Спасо-Преображенская церковь по легенде была возведена всего за 30 недель где-то между 1143 и 1161 годами зодчим Иоанном. По архитектуре церковь относится к Полоцкой школе, имеющей ряд важных отличий от традиций Византии и Киевской Руси. Церковь строилась уже в эпоху раздробленности, т.е. независимого развития архитектурных форм. Характерны для Полоцкой школы была вытянутость построек (ширина храма 10 м, длина 14,5) по типу европейских базилик, и устремленность вверх (высота – 22 м) при этом арки храма имеют намёки на стрельчатое завершение (черты готики).

Спасо-Евфросиньевская церковь ХІІ в.

Но так или иначе внешний вид храма дошёл до нас в весьма упрощённом виде, даещё и с золотой луковицей (первоначально был конечно шлемовидный купол), однако главную ценность храма представляет полностью сохранившаяся роспись ХII века (случай практически уникальный для территории бывшей Киевской Руси). Также интересны средневековые граффити ХІІ-ХІХ веков, сделанные намеренно владельцами храма. В основном записи поминального и летописно характера. Самые древние надписи выполнены естественно на древнерусском, а с конца ХVІ века – на польском и латинском языках.

Фрески Спасо-Евфросиньевской церкви

В настоящее время фрески освобождаются от более поздних наслоений (ХІХ век). Вообще по возвращению монастыря православным в 1832 году развернулась собственно внешняя перестройка и внутренняя перекраска. На данный момент пока нельзя в полной мере насладится художественной культурой ХІІ века.

Фрески Спасо-Евфросиньевской церкви

По возрождению православного женского монастыря места для верующих в небольшом по сути храме, изначально и вовсе строившегося для жилья и усыпальницы Евфросинии, не хватало. Пожертвования на строительство собирали в течении почти 50 лет и, наконец, в 1897 году новый храм был построен.

Храмы монастыря

Кресто-Воздвиженский собор, квадратный в плане, с пятью шлемовидными куполами является памятником неовизантийского стиля, близкий по духу византийским храмам ХІІІ века. В целом, хоть и не связанный с местными архитектурными традициями  он органично вписывается в контекст древнего монастыря, чей расцвет пришелся на ХІІ век.

Кресто-Воздвиженский собор 1897 года

Остальные каменные постройки монастыря были возведены в разное время, а именно:

Жилой корпус за Кресто-Воздвиженским собором построен во времена иезуитов:

Жилой корпус ХVІІ в.

Свято-Евфросиньевская теплая церковь (справа) возведена в камне в 1847 году, расширена в 1886.

Монастырь

Надвратная колокольня существует с 1882 года, так или иначе до 50-х годов прошлого века она не дожила, и была восстановлена в 1992 году,

Новая часть храма (ХIХ в.)

Жилые корпуса по бокам колокольни построили в 1912 и  2002 годах:

Внутренний вид брамы

Попасть в монастырь не трудно, необходимо следовать с площади Свободы на север по улице Евфросинии Полоцкой до её конца.

Про какие еще монастыри можно прочитать на vandrouka.by?

Приятных путешествий!

  • kanitel

    Какая невероятная история монастыря. Жаль только, что крест так и не вернулся, но, возможно, просто еще не время.

  • Likacka

    Прочитала статью, очень понравилась история . Да в Белоруссии очень много красивых монастырей, церквей, храмов со своей историей.

  • Анна

    посмотрела фото и сразу захотелось прогуляться по этим историческим и божественным местам. Вопрос возник один, а в мужской монастырь разве пускают на экскурсию?

    • Aliaksandr

      простите, не совсем определённо упомянул в статье, что это женский монастырь. В любом случае, в стандартную экскурсию в Полоцк он входит обязательно, как один из наиболее ценных исторических объектов Беларуси, да и просто зайти туда может любой (не забывая о манерах и дрэсскоде). Бывают только проблемы с фотографированием внутри храмов (висят таблички о запрете).

  • Красивое место, с удовольствием посещу, если представиться возможность.
    На территории монастырей и храмов даже атмосфера другая. Сразу ощущается покой и умиротворение, согласие с собой и миром. А еще здорово слушать звон колоколов, эта прекрасная музыка для души.

  • LinaP

    Какое прекрасное, намоленное место! Насколько я поняла, мощи святой Евросинии находятся в этом монастыре? А известны ли случаи исцеления или других чудес, связанных с мощами?

    • Aliaksandr

      Да, находятся в монастыре с 1910 года, до этого хранились в Киево-Печерской лавре. По поводу чудес, конкретно я ничего особенного не слышал.